15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Треугольный фасад здания

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Читать еще:  Фасадная подсветка зданий светильники

Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Необычный треугольный фасад

На сегодняшний день все постройки, предназначенные для постоянного или временного проживания, могут отличаться различными факторами, такими как материал изготовления, особенности дизайна, форма, габариты, количество комнат. Обратите внимание, что все эти факторы влияют на качество проживания, удобство во время строительства. В последнее время очень популярны и оригинальны треугольные фасады, они отличаются необычным внешним видом, при этом создать такую постройку довольно легко. Эти можно заняться своими руками. Оформить такой вариант можно по размеру: треугольные элементы могут быть частью фасада или сам дом иметь представленную форму. Каждый вариант имеет преимущества и недостатки. Рассмотрим положительные и негативные стороны применения треугольного фасада, как правильно его оформить, какой подобрать стиль обустройства.

Основные особенности

Чаще всего постройки с подобным фасадом имеют не определенные элементы представленной формы, а полностью выполнены в ней. То есть, дом представляет собой своеобразный шалаш, который не имеет каркас, сооруженный в форме треугольника. Обратите внимание, что главная особенность данной постройки – это отсутствие стен. Именно поэтому фасад выглядит довольно оригинально, при этом дом отличается особой практичностью. Стоит отметить, что для подобного архитектурного строения довольно тяжело подобрать стиль оформления. Об этом мы поговорим далее.

Преимущества и недостатки

Оригинальная форма фасада и самого дома имеет как положительные, так и негативные стороны. Это обязательно стоит учитывать во время работы. Так, если дом имеет каркас прямоугольной формы, то подобный вариант оформления имеет такие положительные стороны эксплуатации:

  • Простота обустройства. Строительством и оформлением можно заняться самостоятельно, что значительно сокращает бюджет обустройства. Здесь важно правильно создать каркас и выбрать материалы для оформления тыловой и лицевой стороны строения;
  • Строительство и оформление треугольного дома проходит очень быстро. Именно поэтому, если вы нуждаетесь в быстром строительстве, то это то, что вам нужно;
  • Оригинальный внешний вид фасада. Стоит учесть, что внешний вид здания больше направлен к постройкам, которые создаются в сельской местности. Именно поэтому оформлять современные направления дизайна для экстерьера не рекомендуется;
  • Подобное строение будет не только привлекательно выглядеть, но и отличаться практичностью. Это обусловлено тем, что есть возможность значительно сэкономить свободное пространство на приусадебной территории. Это отличный вариант для небольших земельных участков.

Но также есть и некоторые недостатки эксплуатации. К ним можно отнести такие факторы как: сложность создания кровли, потеря свободного места внутри помещения, плохая защита от солнечных лучей. Последний фактор обусловлено тем, что треугольная крыша (в данном случае каркас) нагревается намного сильнее, чем другие формы.

Основные стили оформления

Как уже было сказано, подобные постройки отличаются оригинальностью, поэтому для оформления фасада нужно очень внимательно подобрать стиль экстерьера. Так, треугольное здание будет отлично смотреться в таких направлениях:

  • Кантри стиль. Это лучший вариант обустройства, так как здание выглядит как шалаш, который отлично будет смотреться с применением натурального дерева и простых декоративных элементов;
  • Охотничий стиль. Также подразумевает применение натуральных элементов;
  • Минимализм. Здесь можно использовать синтетические материалы, они могут обладать любым оттенком.

Как читать фасады домов

Архитектурно-историческая шпаргалка

  1. Зачем построен этот дом?
  2. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А — Г
  3. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д — З
  4. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И — Н
  5. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О — С
  6. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т — Я

Т — Тяга

Тяга — горизонтальный или вертикальный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, тяга состоит из архитектурных обломов.

У — Уши

Уши — криволинейные или прямоугольные выступы наличника, симметрично расположенные по разные стороны от верхней части проема.

Ф — Фронтон

Фронтон — треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады. По бокам его ограничивают два ската, а у основания — карниз. Поле фронтона (тимпан) часто украшают скульптурой или лепниной. Обычно фронтон используют для декора дверей и окон зданий.

Фронтон может быть килевидным (напоминать перевернутый киль корабля), лучковым (напоминать натянутый лук), полукруглым (с полуциркульным завершением), прерванным (с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна), разорванным (обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах), раскрепованным (с выступающими вперед частями), самцовым (сложенным из бревен), ступенчатым (в виде уменьшающихся кверху ступеней), трапециевидным (в виде трапеции), треугольным (в виде равнобедренного треугольника). Ряд треугольных кровель-фронтонов образуют фронтонный пояс. Украшает фронтон акротерий —насадка на острие, конце или вершине в форме вьющихся растений или скульптурных фигур.

Х — Хоры

Хоры — балкон, галерея или лоджия внутри парадного зала или в церкви.

Ц — Цоколь

Цоколь — лежащая на фундаменте нижняя, обычно немного выступающая, утолщенная часть наружной стены здания. Обычно его декорируют. Цоколь может быть ступенчатым, и тогда его называют стереобатом, а его верхнюю ступень стилобатом.

Ч — Четверик

Четверик — в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций зданий. Нередко четверик сочетается с восьмигранной частью (восьмериком) — так называемый, «восьмерик на четверике».

Читать еще:  Фасадный камень своими руками

Ш — Шпиль

Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль венчают флагом, флюгером (вращающееся завершение, которое показывает направление ветра), эмблемой или скульптурой.

Щ — Щипец

Щипец — верхняя часть торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и, в отличие от фронтона, не отделенная снизу карнизом. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг. Поле вимперга украшают ажурной или рельефной резьбой, по краям вимперг обрамляют каменными деталями и венчают флероном (крестоцветом — украшением в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня).

Ъ — Контрофорс

Контрфорс — вертикальный выступ или ребро, усиливающее стену. Также это может быть отдельно стоящая опора, связанная со стеной аркбутаном (наружной полуаркой). Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся к основанию. Контрфорсы строили в виде устоев, примкнутых к стенам вокруг всего сооружения на некотором расстоянии друг от друга. Их пристраивали в тех местах, где в стену упираются подпружные арки, несущие своды и барабан купола — то есть нагрузка на стену наибольшая.

Ы — Бойницы

Бойницы — отверстия в крепостных стенах для стрельбы. Одной из разновидностью стали машикули — навесные бойницы. Также в качестве бойниц использовали зубцы (мерлон) — выступы крепостной стены или башни в форме «ласточкин хвост» (с раздвоением в верхней части). Сейчас бойницы утратили оборонительное значение. Теперь их используют только как декоративный элемент.

Ь — Консоль

Консоль (кронштейн) — выступ в стене, поддерживающий другие выступающие части здания, например, балкон или карниз. Обычно кронштейны и консоли декорируют.

Э — Эркер

Эркер — закрытая выступающая из плоскости стены часть здания в несколько этажей или во всю высоту фасада кроме первого этажа. Эркеры появились из-за нехватки места на тесных европейских улицах. Тогда, чтобы увеличить жилую площадь, у зданий появились выступающие части на уровне второго этажа и выше.

Обычно эркер снабжен окнами, но может быть остеклен по всему периметру. Выступающий из стены балкон — по сути тоже эркер. Этим он отличается от лоджии — открытого с одной или нескольких сторон углубленного помещения.

Ю — Юбка

Юбка — карниз или козырек по всему периметру здания.

Я — Ярус

Ярус — этаж. Бельэтаж — второй снизу, после цокольного, этаж здания. Обычно он более высокий, чем первый, и в нем располагают парадные анфилады комнат. А над зданием обычно строят цилиндрический бельведер, откуда открывается далекий вид. Это может быть и ротонда — круглая в плане постройка с куполом, по периметру которой обычно расположены колонны.

Словарь декоративных элементов

Антаблемент (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент — верхняя, несомая часть архитектурного ордера.
Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В каждом из них пропорции компонентов (архитрава, фриза, карниза) определяются пропорциями колонны ордера. В древнеримской и ренессансной архитектуре он обычно составляет примерно одну четвертую часть высоты колонны. Варианты антаблемента, отклоняющиеся от этих моделей, обычно производны от них. Стоит заметить, что отношение антаблемента к высоте колонны зависит прежде всего от масштаба сооружения: так, при высоте колонны в 12-15 футов антаблемент составляет 0.19h, 15-20 футов — 0.26h, 20-25 футов — 0.27h, 25-30 футов — почти 0.28h. Данные соотношения зафиксированы в каноне Витрувия. Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Арка — криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собой брус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор отделки фасада. По форме различают арки: полуциркульные (с сечением полуокружности), лучковые (с дугой менее полуокружности), стрельчатые (образованные двумя арками, пересекающимися под углом), многолопастные (сочетание мелких арочек) и др.

Архивольт (итал. archivolto, лат. arcus volutus) — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

База (архитектура) — основание, нижняя часть колонны, пилястры.

Балюстрада (фр. balustrade) — ограждение лестницы (обычно невысокое), балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков декоративных элементов.

Балясины в архитектуре — невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.

Замковый камень (иногда просто замок) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

Капитель (архитектура) — верхняя часть вертикальной опоры (например, колонны), воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

Карниз (от др.-греч. koronis) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки помещений, зданий, мебели. Разделяет горизонтальную нависающую (или уходящую уступом) плоскость от вертикальной плоскости (стены), или вертикальную плоскость по характерным линиям (например, перекрытия в строении), которые необходимо выделить. В разных архитектурных стилях называется по-разному. В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом.

Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны – ствол (фуст) – обычно утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение – энтазис – и обрабатывается вертикальными желобками – каннелюрами. Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются в композиции как отделки фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) – один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей,ферм).

Читать еще:  Фасад из мебельного щита

Консоль — в архитектуре выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, еще более выступающую вперед, напр. карниз, балкон, стенной вертикальный уступ и т. п. Обычно консоль декорируется снизу на своих концах двумя волютами, из которых та, которая прилегает к стене, больше и закручивается кверху, а другая — меньшая — завивается в противоположную сторону. Консолями называются также орнаментированные подставки, прикрепляемая к стене и служащая для помещения на ней статуи, вазы и пр. В комнатном убранстве название консоль даётся роду узкого стола, подпираемого снизу, смотря по стилю мебели, прямыми или изогнутыми ножками, колонками и фигурными подставками и помещаемому перед стенным зеркалом, окном и пр. Мебельные консоли были в моде во Франции во времена Людовика XIV и Людовика XV. Некоторые консоли этой эпохи в высшей степени изящны и могут считаться замечательными образцами столярного мастерства.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Модульо́н, Модиль́он — (франц. modiglione) – архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модульон играет только декоративную роль. С нижней стороны украшен лепным листом аканта.

Нали́чник — декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой, получил название резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Ни́ша (фр. niche, итал. nicchia) – архитектурный элемент, углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и т. п. Полукруглые ниши называются экседрами (греч. exédra). Ниши нашли широкое применение в культовых сооружениях различных религий.

Панно — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Парапет (фр. parapet, итал. parapetto, parare — защищать и petto — грудь):
Невысокая сплошная стенка, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и прочими. Парапет часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй;

Пилон (от греч. πυλών, буквально — ворота, вход): Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.). Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах. Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневековой архитектуры Древнего Востока – пештаки. С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещались колонки, соединенные архивольтами.

Портик (от лат. porticus) – ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма

Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.
Рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины):
мотив орнамента в виде стилизованной раковины; термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia — лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады. Пропорции, тектоническое и декоративное членения фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Фриз (франц. frise): в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым;
сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Цоколь (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями (см. обломы архитектурные), получает декоративную обработку.

Энтазис (греч. entasis — напряжение) – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

Угловой элемент с откосом — декоративный элемент имеющий «Г» образный вид. Используется на обрамление окон со всех 4-х или 3-х сторон, а так -же при обрамлении дверей — закрывая торцы, углы и щели. Элемент содержит откос — длина откоса бывает любой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector